Стася
08 января 2022 22:56
Мурманск, зимнее приключение
Вашему вниманию рассказ-воспоминание о той первой вылазке, с которой "всё началось". Может быть полезно для тех, кто собирается поехать в направлении Кольского или просто совершить спонтанную поездку.

Предыстория. Сидела я на кухне, чай пила, грустила. К последнему курсу ветфака круг общения плавно сузился до компании коллег и хороших знакомых, к сожалению, тяжёлых на подъем. "Не мы такие, жизнь такая" - и не поспоришь: учёба, работа, семья, заботы и день сурка, не вспомнить уже, который по счету. Но так дело не пойдёт, хочется какой-то движухи, что ли...
И я взяла билеты на самолёт. В Мурманск. На завтрашний день. Бюджет студенческий, выходных в обрез, походы и вылазки уже несколько лет как остались в прошлом... Но ведь я ни разу в жизни не видела северного сияния! А где-то там оно есть, я слышала, а ещё есть Териберка и "яйца дракона".
Собираю рюкзак: дутики, свитер, варежки. Север, как никак, конец декабря. На багаж нет денег, продумать маршрут нет времени, не успеваю опомниться, как уже сижу в аэропорту. Парюсь в трех слоях того, что нашлось в шкафу, а попутчики, странное дело, одеты почти по-осеннему.
Вылет задерживается. За окнами метель. Ждём час, второй... третий. Нам раздают водичку. Наконец-то объявляют посадку. Тьма беспробудная - только огонек мигает на кончике крыла. Когда прилетаешь в незнакомое место ночью, становится как-то не по себе, а что такое полярная ночь, я тогда ещё не знала.
Прилетели. Здание аэропорта не самое маленькое из тех, в которых мне придётся побывать, но больше похоже на пригородный  вокзал. Только снаружи красуется надпись: "Мурманск - столица Арктики", а вокруг сугробы в человеческий рост. И совсем не холодно.
Вот мимо идёт китаянка в панаме, с огромным чемоданом. "Сентр, сентр" - спрашивает. Ну, значит по пути. Забираемся в автобус-буханку и едем в "сентр". Вообще, в Мурманске действительно много китайцев. Они держатся шумными группками, но встречаются и одиночки, как правило девушки. Ни по-русски, ни по-английски не бельме.  Местные их недолюбливают за то, что они частенько попадают в неприятности, из которых местным же приходится их вызволять. А сами китайцы спешат в Мурманск по важному делу: оказывается, есть у них поверье, что ребёнок, зачатый под северным сиянием, родится "звёздным", то есть получит некое благословение на счастливую жизнь. Об этом рассказал мне усатый дяденька, конечно же, бывший моряк, в первом попавшемся кафе, где вместе с горячим кофе предлагают морских ежей и устриц. Он же объяснил, что весьма приятная погода, около - 4°С,  обусловлена ничем иным, как Гольфстримом и тёплыми ветрами, с ним приходящими. Стыдясь пробелов в географии, я отправилась осматривать Мурманск.
Военные города в России отличить легко, они всегда ухоженные, чистые, малоэтажные. Дома покрашены в разные цвета. Зимой, полярной ночью, с 10-11 до 14-15 часов наступают сумерки, которые называют "день" и верят в это настолько, что даже гасят уличное освещение. К слову, очень праздничное и красивое в канун Нового Года. Снега невероятно много, пушистого, сверкающего, белоснежного, как в детстве...
В Мурманске я посетила атомный ледокол, маяк и смотровую, прогулялась по центральным улицам и парку. Однозначно рекомендую такой маршрут. Собралась уже искать хостел, но сперва решила зайти в кассу автовокзала, узнать, как ходят автобусы на Териберку - и очень кстати зашла! Потому что автобус, как выяснилось, ходит всего один, сегодня, а затем только через неделю. Отправляется через три часа. В кинотеатре поблизости как раз показывали "Холодное сердце", я успела перекусить, посмотреть мульт и бегом не опоздать на автобус. Снова буханка, и снова китайцы... Куда едем? Ничего не видно, кроме бесконечной снежной равнины и худеньких елочек, а затем и они исчезают из вида вместе с дорожными фонарями. Свет фар выхватывает только белую дорогу, колею по толстому слою снега. Мчимся. Китайцы что-то безостановочно лопочут на своём. Сеть то и дело пропадает, карта врёт, но деваться некуда. Делаем остановку, один китаец вдруг начинает искать англоговорящих. Пытаемся общаться на ломаном русско-китайско-английском. Он потерял паспорт. Что при этом хотел, я так и не поняла, наверное, просто делился неприятностью. Чтобы восстановить паспорт, ему надо в посольство. А посольство в Москве. А чтобы из Мурманска попасть в Москву, нужен, опять-таки, паспорт. До сих пор интересно, что с тем китайцем дальше было. Ну что ж, ближе к Териберке неожиданно выясняется, что посёлок этот состоит из двух частей, между которыми только пешком по тундре шлепать 3км. И едем мы в дальний, ближе к Баренцеву морю, пункт. Одна китаянка вдруг начинает вопить и требовать остановиться. Водитель терпит, затем просит меня выяснить, что этой мадам надо и почему она так орёт. Насколько удалось понять, ей нужно было выйти в первом пункте, который мы уже проехали, и теперь она хочет идти туда пешком. По тундре, в темноте, и возможно в компании медведей. Водитель выпустить её отказался, и китаянка упражнялась в горлодрании до конца пути. Голова уже кругом, но дальше события начинают разворачиваться по весьма неприятному сценарию...
Автобус остановился, китайцев как ветром сдуло, я не успела даже заметить, в каком направлении. На дворе ночь. Тишина. Где-то воет собака. Надеюсь, что собака. Водитель глушит двигатель, шмыгает носом и уходит, утром у него обратный рейс... А я без билета, в Териберке, которая выглядит, в общем, так же, как в кино, только вдобавок в темноте. С адресом хостела, место в котором я не успела забронировать. Иду к ближайшему жилому дому, вроде бы, тот самый адрес. Точно, он. Только хостела в нем нет. И жители подъезда о таком заведении впервые слышат...
Домики в Териберке у кого какие, есть частные, деревянные, есть многоподъездные в 2-3 этажа. Двери в них оснащены занятным механизмом: суровым доводчиком в виде грузика на тросе, который захлопывает дверь за входящим. Так вот, стою я, любуюсь сим девайсом, курю. Сияния не видно, хотя время и место самое подходящее. Выбираю подъезд, в котором буду ночевать. И как всегда, интуиция меня не подводит: встречаю на лавочке у подъезда девушку, которая тоже сорвалась с места в одиночку и ждёт сияния в Териберке. В этом самом доме, где нет и никогда не было хостела, она сняла посуточно квартиру за смешные деньги. Делим эту сумму пополам, и вот у меня есть крыша над головой, диван, одеяло и горячий чай. Жизнь налаживается.
Ночью я бродила по окрестностям, задрав голову; вышла на берег, чуть не свалившись в море. Нашла те самые "драконьи яйца". Большие, обкатанные морем камни удивительного цвета и формы. Усевшись на одно из яиц, стала ждать... Мне не повезло, если честно, сияние я застала только краем глаза. Тускло мерцающее зелёное облако быстро растворилось в ночном небе, зато какие были звёзды! Млечный путь как на ладони...
Китайцы нашлись позже, на холме рядом с озером. Жгли костёр - видимо, там у них был главный зачатошный шабаш. С помощью хорошей оптики они даже получили фотографии сияния, которого не видно было глазами. Я же свалилась от усталости на счастливый диван и утром вынуждена была уехать. Тоже не без приключений, найти в Териберке билетную кассу не так-то просто. Билет - как отдельный вид прекрасного, его вручную, фигурно, вырезают из жёлтой бумаги, на которой напечатаны номера, соответствующие посадочным местам в буханке.
Начался второй день спонтанного путешествия: я вернулась в Мурманск и недолго думая снова зашла в кассу автовокзала. Ближайший рейс был через Апатиты на Кукисвумчор - посёлок, по легенде заброшенный, а в действительности вполне себе обитаемый, и ни разу даже не посёлок. Под боком Хибины, горнолыжный курорт, снежная деревня. Катать я не поехала, хотя сезон уже был открыт. День прошёл в снежной деревне, в лабиринте ледяных скульптур. Оттуда на снегоходах возили экскурсии к артезианской скважине, абсолютно неправдоподобному природному фонтану из ярко-синего льда, и к озеру в форме сердца. На ночь остановилась в хостеле, который целиком был в моем распоряжении - даже администратор ушёл за ненадобностью. Днем вернулась тем же маршрутом в Мурманск, посетила ещё пару мест и на этом спонтанное приключение подошло к концу... Но дало начало всем следующим поездкам.
Сейчас Мурманск я  вспоминаю как странный, волшебный сон, в котором была ночь, снег и звёзды... И множество мелочей, о которых долго было бы рассказывать, но именно они заставили меня влюбиться в наш север раз и навсегда.
К чему этот рассказ? К тому, что путешествовать легко. Дорога - это всегда приключение. Хорошо, когда есть, с кем поехать, но и в одиночку, и даже почти без денег, путешествовать можно и нужно. Сейчас съездить в Териберку для меня все равно, что сходить за хлебом, хотя тогда было местами страшновато. Меня ждёт Камчатка и Чукотка. Я встретила (эврика!) медведя на Урале, ночевала одна в палатке на берегу Байкала, добралась до Ленских столбов в Якутии и плавала под Русским мостом в проливе Босфор Восточный. В общем... Если вы грустите, сидя на кухне и гоняя чаи - берите билет на самолёт. Не пожалеете :)